Проповедь архипастыря по прочтении Евангелия в Неделю Торжества Православия
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сей день мы празднуем Торжество Православия, мы празднуем торжество Веры!
Мы живем с вами в то время, когда современные иконоборцы подобно древним утверждают о невозможности изображения Спасителя, забывая или же не желая понять, что на иконе изображается личность Спасителя, а не природа его Божества и Воплощения.
Мы живем в то время, когда изображение святых или икон мы встречаем повсюду, от обложки книги до рекламного щита.
Мы живем в том веке, когда сегодняшний праздник понятен и близок каждому верующему человеку.
В сегодняшнем Евангельском чтении повествовалось о том, как Нафанаил находясь под смоковницей рассуждал о тех глаголах, о которых никто не мог знать кроме Бога. К нему приходит Филип и призывает его: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки» но в ответ звучит: «Из Назарета может ли быть что доброе?» его возражение имело под собой основание так как Мессия не мог родится в Назарете, но проистекало возражение из неведения, ибо он не знал еще того, что Христос родился в Вифлееме. Мудрость и ревность по истине руководит Нафанаилом. И мы слышим ответ Филипа на недоумение и возражение Нафанаилла: «иди и посмотри…». То, что достаточно для одного то для другого может оказаться сомнительным.
И когда Господь беседует с ним, то Нафанаил с удивлением вопрошает Его: «откуда Ты меня знаешь…», и Христос открывает ему себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя», Христос находит его ранее чем тот находит Христа. Спаситель открывает ему, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Являет ему То, о чем могли свидетельствовать только те, кто были на Иордане и слышали откровение Божие о Миссии.
В этом слове нам также открывается и то что Христос знает нас прежде чем мы имеем какое-либо представление или знание о Нем. Душа Нафанаила вострепетала от благодати Божией коснувшейся его, и он обретая веру в Мессию исповедует Христа: «Равви, Ты Сын Божий, Ты-Царь Израилев». Исповедует пророческое служения Господа — называя его Учителем, исповедует Его Божественную природу — называя Сыном Божиим, называя Сыном Божиим – исповедует Его и Царем Израиля, всех людей, избранных ко спасению.
На исповедание Нафанаила Христос ведет его далее чем тот предполагал: « ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницей; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.» Пророчество имеет неимоверную силу привлекать к вере, так как его сила влияние на ум человека больше чем сила чудотворений. Господь говорит нам в беседе с Нафанаилом о том, что Он пришел в мир и восприял человеческое естество как Человеколюбец, узрев нас под тенью смоковницы как укрывающихся в тени закона от зноя греховного. Но если мы будем следовать Его призыву, исполнять Его заповеди, жить по Духу а не по букве закона то Он удостоит нас и большего, и будем мы видеть ангелов, «восходящих» на высоту божественного знания Его имея непрестанное помышление о Боге и «нисходящих» — постоянно сомневаясь и стараясь постичь воплощение и отрицая Бога.
Следование за Христом возможно только тогда, когда мы ищем Христа, познаем Христа, не забываем Христа, ищем встречи со Христом.
Но почему именно в это воскресение, когда мы с вами празднуем Торжество Православия, положено читать зачало Евангелия в котором повествуется о беседе Господа с Нафанаилом? Не потому ли, что в словах Господа нам показано каким должен быть христианин и какова истинная вера человека: « вот, подлинно израильтянин в котором нет лукавства…».
Истина Церкви во всем ее учении, таинствах, богослужении, в ее устройстве, в святынях и святых апостолах, учителях и всех святых угодниках которых мы с вами имеем от начала века и до настоящего времени. Таковой является Православная Церковь от дня учреждения в день Пятидесятницы и доныне. Подобно тому как Христос пролил кровь Свою на Кресте за Церковь свою, так и своими подвигами исповедничества и борьбой с врагами истины и ересиархами святые угодники сохранили до ныне непоколебимость веры.
Мы празднуем сегодня день Торжества Православия, но восторжествовала ли Истина в нашей жизни, сохранили ли мы чистоту веры, сохранили ли благоговейность в богослужении, не свернули ли с пути спасения который указан нам Христом? Мы ликуем сегодня и благоговеем перед теми людьми которые в течении всей истории христианства выстояли и сохранили для нас Православие в чистоте.
Мы торжествуем сегодня победу над иконоборчеством! Наши с вами святые предшественники отстояли право поклоняться иконам Спасителя, Божией Матери и святым угодникам. Этим подвигом они отстояли истину Боговоплощения, что Бог нам являет и открывает Себя образно в тех образах которые мы о Нем составляем. Это не только образы которые запечатлены на иконах, но и словесное отражение в догматах Церкви и учении святых отцов.
Молясь перед иконой, молимся ли мы первообразу, или отвлекаемся и обращаем внимание лишь на то что перед собой видим и имеем: изображение, доску, металл, камень, вещественное свидетельство, которое нам необходимо как тленному человеку? Или же мы взираем далее, обращаем свой внутренний взор и внешний к Богу Вышнему?
Каждый из нас является образом и подобием Божиим. Образ- каждый из нас имеет, но подобие необходимо восстановить. Ибо по падении человека Образ изменился, а Подобие разрушилось. И по крещении человек восстанавливает это подобие, но утверждать подобие, украшать подобие, это уже наше с вами делание. Это наше с вами предопределение.
Божественная полнота может обитать среди нас телесно, и всматриваясь в каждого стоящего сейчас в этом храме, я прежде всего всматриваюсь в живые иконы, несущие на себе печать немощей, но и свидетельства присутствия Божия в каждом человеке. Взирая друг на друга мы видим насколько в каждом из нас отразился Бог.
Посылая Апостолов на проповедь, Господь говорил: «идите и научит все народы» (мф. 28,19). Христос не указывает им способа учения, но и не ограничивает. Не было сказано писать иконы, но и не было указания писать послания или книги. Церковная история не называет точного времени начала иконопочитания и связано это с тем что оно было в церкви всегда.
Иконы свидетельствуют нам о всем том что видела церковь от Боговоплощения и до сего дня. Так будем же хранить бережное отношение друг ко другу, потому что мы –образ и подобие, живая икона. Будем же благоговейно хранить нашу веру и догмат о почитании святых икон, так как этот догмат исповедует безусловную истину Боговоплощения. Аминь.