Житие преподобного Паисия Галичского

Житие преподобного Паисия Галичскогоежду двух больших дорог, костромской и кинешемской, не доезжая города Галича одной версты, на возвышенной местности красуется многовековая, замечательная своею старинною архитектурою, Обитель Преподобного Паисия. Обитель сия основана в 1314 году во время удельного княжения и просвещения галичской страны христианством. Первоначально она именовалась Николаевскою, впоследствии Успенскою и, наконец, стала именоваться Паисиевою. Это название сохранилось за нею доныне.

Обстоятельства, по которым произошла перемена первого наименования на второе, заслуживают особого внимания. В царствование великого Князя Димитрия Иоанновича Донского жил в Галиче благочестивый боярин Иоанн Овин, по соседству с землею которого, близ Галича, находился упомянутый Николаевский Монастырь. Набожный боярин, сочувствуя нуждам этого Монастыря, пожелал по-строить на свои средства не только новую церковь вместо обветшавшей, но восстановить и прочие монастырские здания. Когда боярин, занятый мыслию о возстановлении Обители, в один воскресный день пошел в Николаевский Монастырь, чтобы окончательно порешить с мастерами, где поставить новый Храм, в это время, при входе в Обитель, вручена была ему икона Божией Матери двумя благо-лепными юношами, которые заповедали ему построить Церковь во имя Успения Божией Матери, а сами стали не-видимы. Это было 15 августа 1425 г. в день великого праздника Успения Божией Матери. Приняв на свои руки так дивно явленную ему икону, боярин поставил ее в Храме Николаевской Обители и немедленно приступил к построению Храма. Через год, в 1426 году, когда Храм был готов, то он перенес икону Божией Матери в новый Храм и с тех пор Монастырь стал называться Успенским. От этой иконы немедленно открылся обильный источник чудотворений: множество безнадежно больных получили изцеление от одного прикосновения к чудотворной иконе.

Слух о явлении чудотворной иконы и о получаемых от нея чудесных изцелений быстро распространился по всей России, и стали посещать Успенскую Обитель князья и бояре, и вельможи, и простые, здоровые и больные. Одни — чтобы поклониться этой святыне, другие — чтобы получить изцеление от болезней. Средства стали скоро приходить от многочисленных вкладов, а Обитель — в цветущее состояние. По фамилии благочестивого строителя Монастыря, боярина Овина, икону назвали «Овиновскою».

Из какой именно страны и от каких родителей происходил Преподобный Паисий, об этом в Галичских летописях не сохранилось предания. Известно только, что в 1385 году с дальняго юга достиг северной страны инок Паисий и водворился в сей Обители. Здесь он проходил иноческие многоразличные послушания — дровокола, хлебопёка и пономаря, и за безропотное перенесение таких послушаний его рукоположили во иеродиакона и иеромонаха. За безукоризненную, примерную и святую жизнь ему вверили управление обителию, а впоследствии он был почтен саном архимандрита.

Как ревностный настоятель, для примера другим он усугублял свои подвиги, прилагал труды к трудам и через такую его жизнь умножалось число братии Игумен Паисий, видя особенный Покров Божией Матери над Обителию, более и более усугублял свои подвиги святой жизни. Однажды произошел пожар в Обители: Церковь, в которой был образ Божией Матери, была объята пламенем; но ревностный инок Иаков, ученик Преподобного Паисия бросается в пламя и спасает икону, на которой уже металлические украшения растопились. Преподобный Иаков вынес икону из пламени. Чудесным образом огонь не коснулся его одежды, и он вышел невредимым.

В 1433 году великий Князь Василий Васильевич Темный воевал с дядею своим, Князем Галичским Юрием Димитриевичем, за то, что последний хотел овладеть велико-княжеским престолом. Князь Василий взял приступом Галич и вместе с княжескими драгоценностями увез в Москву и чудотворную Овиновскую икону Божией Матери и поста-вил ее в соборной Успенской Церкви Московского Кремля, установив на Соборе замки с печатями и приставлением стражи, которая охраняла всю ночь. Но на утро Чудотворного Овиновского образа Божией Матери не обрели. Икона невидимой силой в ту же ночь оказалась в Галиче в Успенской Обители на своем месте. Древнее предание повествует о том, что Преподобный Паисий со слезами умолял великого Князя Василия не увозить икону из Обители. Известно, что Князь после раскаялся в своем поступке, убедившись в Промысле Царицы Небесной, возвратившей чудесно Икону в свою Обитель. Это новое и преславное чудо празднуемо было всеми галичанами и у всех была великая радость.

Преподобный Паисий подвизался в обители 75 лет безвыходно.

В 1434 году, Князь Юрий (Георгий) Галичский снова был удельным Галичским Князем, но перед своей кончиною передал Галич младшему сыну своему Димитрию Красному, глубоко благоговел к Святой Иконе Богоматери. Когда внук боярина Овина, бездетный Димитрий, впал в предсмертную болезнь, то его посетили Преподобный Паисий, бывший духовником его, и Князь Димитрий Красный. Преподобный Паисий убеждал духовнаго сына достойно приготовиться к переходу в вечность и озаботиться насчет вверенной ему дедом Обители. Больной в присутствии князя передал Обитель со Святою Иконою и всю отчину духовному отцу своему, Преподобному Паи-сию, причем убедительно просил его установить в обители полное общежитие. Преподобный Паисий в точности исполнил волю благочестивого боярина, завел в обители общежитие. Святой Князь Димитрий Красный во многом об-легчал заботы Преподобного Игумена Паисия в Обители.

Благоговея пред Чудотворною Овиновскою Иконою, Князь Димитрий Красный (Галичский) приказал написать список с Иконы и обложил новую Икону драгоценным ок-ладом. Готовясь к смерти, он просил Преподобного Паисия перенести тело его в Москву и доставить великому Князю Московскому списанную им копию с Овиновской Иконы. Смерть сего Князя была изумительна по своей особенности. За несколько дней до кончины он лишился слуха, вкуса и сна. Хотел причаститься Святых Таин, но долго не мог, — кровь лила у него из носу. Ему заложили ноздри, чтобы дать Причастие. Когда приобщился он Святых Таин, то совсем успокоился и даже мог принять пищу, — потом заснул. Но вечером заметили, что князь умирает, почему про-читали отходную, и все были того мнения, что он скончался; распорядились одеть его как мертвого. В полночь мнимый мертвец скинул с себя покров и, не открывая глаз, начал петь церковные песни. Пред утренею духовник Осия принес Святые Дары. Князь, взглянув на Потир, воскликнул: «Радуйся утробо Божественнаго воплощения!» и причастился. Целые три дня Князь Димитрий Красный пел и говорил о душеспасительных предметах, узнавал людей, но не мог ничего слышать. Наконец, 22 сентября 1440 г., он отошел ко Господу. Тело его перенесли в Москву.

Когда Преподобный Паисий, по завещанию Князя Димитрия, явился в Москву с копией Иконы Богоматери, то его приняли здесь с торжеством: Первосвятитель Иона, великий Князь Василий Василиевич Темный, бояре и народ благоговейно встретили святую Икону. Великий Князь просил благословения у Преподобнаго Паисия, но Преподобный Игумен поклоняясь Великому князю, сказал: «Не смею благословлять при великом Святителе, сам имею ну-жду в его благословении». Великий Князь Василий тронут был смирением Игумена и сказал ему: «Ты истинно раб Божий и слуга Богоматери». Икона была внесена в соборный Храм, который, по приказанию великого Князя, не запирался несколько дней и ночей для того, чтобы все желавшие поклониться этой Святыне имели возможность исполнить свое желание. Святитель Иона тогда почтил Паисия саном Архимандрита.

Великий князь вручил ему грамоту к своим наместникам с предписанием оберегать Обитель его от нападений неприятельских и от всех неприятностей. Великий Князь, помня, как строго наказан был он за дерзкое распоряжение свое с Овиновскою святою Иконою, не решился оставить в Москве святую Икону, принесенную Паисием, но положил возвратить ее в Галич. Для сопровождения ея до Галича от-правились из Москвы два архимандрита и несколько иеромонахов и монахов.

Достигнув глубокой старости, Преподобный Паисий готовился к переходу в вечность молитвою. Он призвал братию, дал благословение, поучал жить в мире, любви, стяжать терпение, исполнять свято обеты монашеской жизни и просил предать тело свое погребению без особых почестей и, причастившись Святых Таин, мирно преставился 23 мая 1460 года. Братия с великою скорбию тело любимого своего Настоятеля предали земле. Впоследствии от гроба его больные стали получать изцеления, и по многим чуде-сам, исходящим от его гроба, Церковь причислила его к ли-ку Святых. Мощи его почивают под спудом в соборном Успенском Храме. На раке его под футляром сохраняется металлическая с блестящим украшением его митра.

В том же храме находится и чудотворная Овиновская Икона Божией Матери. Замечательна сия святая Обитель тем, что в ней, со времени ея основания, богослужение не прерывалось. Были набеги татар, поляков и литовских людей, приходивших разорять Галич и его окрестности, но Обитель от них была хранима заступлением и молитвами Божией Матери и Преподобнаго Паисия Галичского.

Преподобный Паисий преставился ко Господу 23 мая / 5 июня 1460 года